Головной убор русских женщин

29.03.2017
Головной убор русских женщин

Головной убор с незапамятных времен был особой частью русского народного костюма. Форме и декору убора придавалось символическое значение, в то же время, головные уборы существенного отличались друг от друга в зависимости от территории, на которой проживал человек.

Особенно богатым и сложным был женский головной убор. Интересно, что у незамужних и замужних женщин он отличался. Девушки до вступления в брак заплетали волосы в одну косу. Девичьи головные уборы оставляли макушку открытой и не скрывали косу - "девичью гордость". Так, молодые славянки носили чело - налобную ленту, украшенную тесьмой, расшитую бисером или жемчугом, перевязку - из сложенной тяжелой ткани (например, парчи) со свисающими концами, обруч - круг из бересты или плотной бумаги, обшитый тканью и украшенный вышивкой. Вариантов девичьих уборов, представлявших собой фактически декорированную ленту, обернутую вокруг чела, было огромное количество.

Головной убор русских женщин

Василий Суриков "Портрет Натальи Федоровны Матвеевой"

Женщины после замужества заплетали волосы в две косы и, как правило, укладывали их кругом на голове или сворачивали в "клубок" на затылке. По поверьям славян, замужняя женщина не могла показывать свои волосы, это могло привести к болезням и несчастьям в ее семье. Поэтому русские женщины носили головные уборы, которые тщательно скрывали волосы.

В качестве детали повседневного гардероба среди крестьянок в Российской империи был распространен повойник. В началу XX века он практически полностью вытеснил витиеватые головные уборы, сложные в изготовлении и использовании - кички и сороки. Он представлял собой шапочку из полотна, иногда с твердым очельем. Повойник носили до сам по себе, иногда - в качестве базы под сороку, убрус и кокошник.

русские народные головные уборы

Кстати, кокошник носили и незамужние девушки и замужние женщины. Этот уникальный головной убор со временем стал символизировать русский национальный костюм.

Кокошники были особенно ценными деталями наряда. Если ткани для рубах, понев, сарафанов ткали и красили практически в каждой семье сами, то кокошники изготавливали особые мастерицы - кокошницы. Гребни кокошников делали из бересты, плотной бумаги, металлической ленты, обшивали тканью и богато декорировали. Женщины из знатных семей носили кокошники, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Конечно, такие головные уборы не были предназначены для повседневного использования, их надевали только по праздникам.

русский костюм головной убор

Кичка - русский национальный головной убор, который представлял собой "корону", богато декорированную жемчугом и самоцветами. У некоторых кичек была необычная форма с двумя рогами. Это было связано с древними поверьями: рога символизировали Луну - воплощение богини Макоши, покровительницы женщин, материнства. Даже когда кички стали "выходить из моды", лунная символика в женских головных уборах не исчезла. Например, до сих пор в деревнях популярен способ завязывания на голове платка таким образом, чтобы завязанные узелком на лбу кончили торчали в стороны маленькими рожками.

русский народный головной убор женский

Кичка

 

старинный русский головной убор

Солоха из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"