Головной убор русских женщин
Головной убор с незапамятных времен был особой частью русского народного костюма. Форме и декору убора придавалось символическое значение, в то же время, головные уборы существенного отличались друг от друга в зависимости от территории, на которой проживал человек.
Особенно богатым и сложным был женский головной убор. Интересно, что у незамужних и замужних женщин он отличался. Девушки до вступления в брак заплетали волосы в одну косу. Девичьи головные уборы оставляли макушку открытой и не скрывали косу - "девичью гордость". Так, молодые славянки носили чело - налобную ленту, украшенную тесьмой, расшитую бисером или жемчугом, перевязку - из сложенной тяжелой ткани (например, парчи) со свисающими концами, обруч - круг из бересты или плотной бумаги, обшитый тканью и украшенный вышивкой. Вариантов девичьих уборов, представлявших собой фактически декорированную ленту, обернутую вокруг чела, было огромное количество.
Василий Суриков "Портрет Натальи Федоровны Матвеевой"
Женщины после замужества заплетали волосы в две косы и, как правило, укладывали их кругом на голове или сворачивали в "клубок" на затылке. По поверьям славян, замужняя женщина не могла показывать свои волосы, это могло привести к болезням и несчастьям в ее семье. Поэтому русские женщины носили головные уборы, которые тщательно скрывали волосы.
В качестве детали повседневного гардероба среди крестьянок в Российской империи был распространен повойник. В началу XX века он практически полностью вытеснил витиеватые головные уборы, сложные в изготовлении и использовании - кички и сороки. Он представлял собой шапочку из полотна, иногда с твердым очельем. Повойник носили до сам по себе, иногда - в качестве базы под сороку, убрус и кокошник.
Кстати, кокошник носили и незамужние девушки и замужние женщины. Этот уникальный головной убор со временем стал символизировать русский национальный костюм.
Кокошники были особенно ценными деталями наряда. Если ткани для рубах, понев, сарафанов ткали и красили практически в каждой семье сами, то кокошники изготавливали особые мастерицы - кокошницы. Гребни кокошников делали из бересты, плотной бумаги, металлической ленты, обшивали тканью и богато декорировали. Женщины из знатных семей носили кокошники, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Конечно, такие головные уборы не были предназначены для повседневного использования, их надевали только по праздникам.
Кичка - русский национальный головной убор, который представлял собой "корону", богато декорированную жемчугом и самоцветами. У некоторых кичек была необычная форма с двумя рогами. Это было связано с древними поверьями: рога символизировали Луну - воплощение богини Макоши, покровительницы женщин, материнства. Даже когда кички стали "выходить из моды", лунная символика в женских головных уборах не исчезла. Например, до сих пор в деревнях популярен способ завязывания на голове платка таким образом, чтобы завязанные узелком на лбу кончили торчали в стороны маленькими рожками.
Кичка
Солоха из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"