Сказка "Перо Жар Птицы или Иванушкин сон"

13.12.2023

Сказка Иванушкин сон («Перо Жар-птицы»)

 А.И.Буренина      

IMG_8646_копия.jpg         

Образовательная ситуация с использованием технологии «Лего- костюмирование»

                               Методические рекомендации.                          

Фокус внимания:

Развитие детского творчества (в речевой, музыкально-ритмической деятельности),

Мотивация к познавательной активности,

Знакомство с музыкой Э. Грига.

Образовательная ситуация предполагает 2-3 предварительных занятия* (по усмотрению педагогов – может быть и больше занятий). Родители дома читают детям предложенные воспитателем сказки, слушают вместе с детьми музыку Э. Грига.                           

                               1. Знакомство со сказками, где есть такие персонажи, как Тролли и Жар-Птицы. Творческие задания: «придумай конец сказочной истории»                           

                               2. Знакомство с музыкой Э. Грига – «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры». Импровизация или разучивание танца на эту музыку.                           

                              3. Ознакомление с историей русского костюма. Рисование сказочных персонажей в традиционной русской одежде (например, Емелю, Ивана-Царевича, Василису Премудрую).                   

                            4.  Образовательная ситуация – «Перо Жар-птицы - заключительный этап этой серии занятий по развитию детского творчества.                           

В образовательной ситуации участвуют:

Матрешка-сказительница – воспитатель.

Бабушка – музыкальный руководитель.

Дети 6 -7 лет.

Сказка «Перо Жар птицы или Иванушкин сон»

Матрешка-сказительница: Жил-был мальчик Ванечка. У него была бабушка, которая его очень любила и ласково называла Иванушкой.                               

А Ванечка очень любил сказки, которые бабушка перед сном ему рассказывала.                

Он внимательно слушал разные занимательные истории, а потом погружался в сладкий сон (бабушка поет «Колыбельную» Е.Зарицкой, мальчик Ванечка ложится и засыпает).                          

Матрешка-сказительница: Иногда герои сказок приходили к нему и во сне. И тогда он вместе с ними отправлялся в дальние странствия, совершал подвиги и переживал удивительные приключения.                           

И вот однажды...  Ванечка получил приказ Царя достать волшебное перо Жар-Птицы. (Ванечка садится, у него в руке перо Жар-Птицы. Он его поворачивает,  разглядывает со всех сторон).

Он не знал, где они водятся, поэтому по привычке потянулся к своему планшету, который ему подарили на день рождения папа и мама. (Ванечка берет в руки планшет и начинает с ним играть).                              

Матрешка-сказительница: Эта вещица тоже была, на его взгляд, волшебной: ткнешь пальцем в экран, и картинки появятся... спросишь о чем-нибудь Алису, и она тебе тот час все объяснит. Бабушка говорила, что в её детстве таких не было - как же она обходилась без мобильных телефонов и компьютеров?                      

А сегодня каждый себя чувствует немного волшебником.                  

Так что узнать, где водятся Жар-птицы- это проще простого.                            

Ткнул Ванечка в экран, и Алиса спросила его привычным голосом:             

                Включается Алиса

Алиса: - Слушаю!

- Где водятся Жар-Птицы? - спросил Ванечка.             

Матрешка-сказительница: И Алиса ему ответила:

Алиса: - В тридевятом царстве, Тридесятом государстве.

Ваня: - А как туда попасть?                     

                                                                           Алиса: - Нужно в начале преобразиться в сказочного героя.  Вот, посмотри и выбирай себе наряд.

На экране появляются изображения костюмов сказочных героев: рубаха-косоворотка, кафтан, и др.          

 

Дети разглядывают эти изображения, а Матрешка комментирует, как они называются, и кто их носил.

Матрешка: красивые наряды? А теперь посмотрите - у нас на вешалке висят такие же наряды.

Кто поможет Ванечке выбрать одежду для путешествия в сказку? (один-два ребенка становятся консультантами по выбору костюма и помогают Ванечке преобразится).              

А в это время Матрешка рассказывает детям о том, как в старину одевались, из чего делали одежду.    

Выходит Ванечка в новом наряде, смотрится в зеркало.                      

Матрешка: ну что, похож наш Ванечка на героя сказки?                      

(Дети отвечают).

Теперь он у нас не Ванечка, а Иванушка из сказки. Нужно только туда попасть.

Как же это сделать?

(дети предлагают варианты).                        

Матрешка: давайте, уточним у Алисы (берет в руки планшет и делает запрос).              

-  как попасть в Тридевятое царство?               

Алиса: - нужно сказать волшебные слова. Это - ключ в сказку. Но прежде, чем туда попасть, нужно подумать о безопасности. В сказке всякое может случиться...

Матрешка: дети, что же Иванушке с собой взять для путешествия в Тридевятое царство, Тридесятое государство? Что ему может понадобиться?             

(дети подсказывают).                           

Матрешка дает Иванушке шапку-невидимку, скатерть-самобранку ( или горшочек – по выбору детей) и дудку-самогудку.                       

Матрешка: Иванушка, а ты знаешь волшебные слова?                         

Иванушка задумывается... вместе с детьми вспоминает волшебные слова из разных сказок ( крибле-крабле..., и др).                              

                              

Иванушка произносит заклинание «Абра-швабра-кадабра!», или другое – на выбор... вдруг раздается волшебный звук...                 

Матрешка: волшебные слова сработали, и наш Иванушка оказался в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве.                              

(Звучит сказочная музыка - например, «Утро» Грига).                      

Иванушка гуляет, на экране красивые горные пейзажи ( природа Норвегии).                        

Матрешка: перед Иванушкой открылись горы и долины сказочной красоты. Легкие пушистые облака, казалось, были совсем рядом. Они будто танцевали свой дивный танец.                       

Девочки, возьмите газовые шарфики и покажите нам эту красоту.                

Танец-импровизация с газовыми шарфиками на музыку Э. Грига Утро.                  

Матрешка-сказительница: Долго гулял Ванечка, вдруг начало смеркаться.                             

Неожиданно показались какие-то серые тени.  Страшно стало нашему Иванушке. Поспешил он надеть свою шапку-невидимку - и как раз вовремя.                          

В Тридевятом Царстве, как известно, обитают разные существа.                    

В северных горах, по преданию, жили Тролли. По наступлению сумерек они вылезали из своих пещер и пускались в пляску.                              

Наши мальчики могут нам это показать. Им только нужно преобразиться в Троллей.  Вот, выбирайте себе наряды...                              

(Мальчики подходят к вешалке и берут накидки Троллей).                          

Исполняется танец Троллей на музыку Э.Грига (В пещере горного Короля)*. - См. программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).                    

В конце танца все Тролли исчезают.        

                 

Матрешка: Тролли так и не нашли Иванушку: чуяли носом, что русским духом пахнет, что кто-то чужой к ним пожаловал, но шапка-невидимка надежно спрятала нашего героя.                             

Но вот наступила полночь, на небе загорелись звезды.                        

И тут что-то засверкало - да так ярко, будто вспыхнуло множество огней. (музыка, свет). Это настало время Жар-птиц.                   

Хотите посмотреть их танец?

(дети отвечают)                      

Наши девочки сейчас преобразятся в этих красавиц. (несколько девочек надевают костюмы Жар-Птиц).                             

Исполняется Танец Жар-птиц на музыку Э.Грига «Танец Анитры». См. программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).                      

Пока девочки надевают накидки, дети несколькими подгруппами выкладывают из бус изображения Жар-Птиц ( технология  М.И,Родиной «Бусоград»). Матрешка разглядывает, что у них получилось.                       

Матрешка: Иванушка замер от такой красоты: никогда он такого чуда не видел. Шапка-невидимка сползла с его головы...                           

И вдруг он проснулся, а в руках у него оказалось перо Жар-Птицы. (Выходит Ваня, он снова одет в обычную одежду, в руке – перо Жар-Птицы).                    

Матрешка: Что же с ним приключилось? И каким образом у него оказалось это перо? Ванечка на самом интересном месте проснулся, и сказка осталась без конца.                           

Дети, давайте, придумаем, как эта история может закончиться.                     

Дети предлагают свои варианты, например:                       

-Иванушка попросил Жар-Птицу, и она ему подарила свое перо....                              

- Жар-птицы увидали Иванушку, испугались, полетели, а он побежал за ними, схватил за хвост - и в руке осталось перо...                

Матрешка может предложить свой вариант:                              

- Жар-Птицы увидали Иванушку, окружили его и взяли в плен.                                       

Сказали: Ты - наш пленник, мы тебя не отпустим, пока не расскажешь, откуда ты и зачем пришел.

И тогда Иванушка рассказал им...                      

Ванечка, расскажи, где ты живешь? Зачем пожаловал в Тридевятое Царство?                       

Ванечка отвечает....                   

Матрешка: И тогда старшая Жар-Птица говорит: хорошо, мы подарим тебе наше волшебное перо, только и ты нам подари какой-нибудь сувенир на память.         

             

Ванечка задумался: что же им подарить? Дети, что Ванечка же может подарить?

 (Дети предлагают, исходя из того, что было у Ванечки с собой в котомке – горшочек, или скатерть-самобранку…)                               

Матрешка:  Да, верно, волшебный горшочек.                           

А еще Жар-Птицы попросили Иванушку исполнить на прощание свою музыку.                    

Взял Иванушка в руки дудку-самогудку, и зазвучала русская плясовая.                       

Она звучала все быстрее и быстрее, все громче и громче - и уже никто не мог устоять на месте. Все пустились в веселый пляс.                                

Звучит плюсовая музыка - например, «Калинка» или «Светит месяц» - все дети пляшут.                 

Матрешка: тут и сказке конец, а кто слушал – Молодец!     

                              

Товары из статьи