Сказка "Перо Жар Птицы или Иванушкин сон"
Сказка Иванушкин сон («Перо Жар-птицы»)
А.И.Буренина
Образовательная ситуация с использованием технологии «Лего- костюмирование».
Методические рекомендации.
Фокус внимания:
Развитие детского творчества (в речевой, музыкально-ритмической деятельности),
Мотивация к познавательной активности,
Знакомство с музыкой Э. Грига.
Образовательная ситуация предполагает 2-3 предварительных занятия* (по усмотрению педагогов – может быть и больше занятий). Родители дома читают детям предложенные воспитателем сказки, слушают вместе с детьми музыку Э. Грига.
1. Знакомство со сказками, где есть такие персонажи, как Тролли и Жар-Птицы. Творческие задания: «придумай конец сказочной истории»
2. Знакомство с музыкой Э. Грига – «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры». Импровизация или разучивание танца на эту музыку.
3. Ознакомление с историей русского костюма. Рисование сказочных персонажей в традиционной русской одежде (например, Емелю, Ивана-Царевича, Василису Премудрую).
4. Образовательная ситуация – «Перо Жар-птицы - заключительный этап этой серии занятий по развитию детского творчества.
В образовательной ситуации участвуют:
Матрешка-сказительница – воспитатель.
Бабушка – музыкальный руководитель.
Дети 6 -7 лет.
Сказка «Перо Жар птицы или Иванушкин сон»
Матрешка-сказительница: Жил-был мальчик Ванечка. У него была бабушка, которая его очень любила и ласково называла Иванушкой.
А Ванечка очень любил сказки, которые бабушка перед сном ему рассказывала.
Он внимательно слушал разные занимательные истории, а потом погружался в сладкий сон (бабушка поет «Колыбельную» Е.Зарицкой, мальчик Ванечка ложится и засыпает).
Матрешка-сказительница: Иногда герои сказок приходили к нему и во сне. И тогда он вместе с ними отправлялся в дальние странствия, совершал подвиги и переживал удивительные приключения.
И вот однажды... Ванечка получил приказ Царя достать волшебное перо Жар-Птицы. (Ванечка садится, у него в руке перо Жар-Птицы. Он его поворачивает, разглядывает со всех сторон).
Он не знал, где они водятся, поэтому по привычке потянулся к своему планшету, который ему подарили на день рождения папа и мама. (Ванечка берет в руки планшет и начинает с ним играть).
Матрешка-сказительница: Эта вещица тоже была, на его взгляд, волшебной: ткнешь пальцем в экран, и картинки появятся... спросишь о чем-нибудь Алису, и она тебе тот час все объяснит. Бабушка говорила, что в её детстве таких не было - как же она обходилась без мобильных телефонов и компьютеров?
А сегодня каждый себя чувствует немного волшебником.
Так что узнать, где водятся Жар-птицы- это проще простого.
Ткнул Ванечка в экран, и Алиса спросила его привычным голосом:
Включается Алиса
Алиса: - Слушаю!
- Где водятся Жар-Птицы? - спросил Ванечка.
Матрешка-сказительница: И Алиса ему ответила:
Алиса: - В тридевятом царстве, Тридесятом государстве.
Ваня: - А как туда попасть?
Алиса: - Нужно в начале преобразиться в сказочного героя. Вот, посмотри и выбирай себе наряд.
На экране появляются изображения костюмов сказочных героев: рубаха-косоворотка, кафтан, и др.
Дети разглядывают эти изображения, а Матрешка комментирует, как они называются, и кто их носил.
Матрешка: красивые наряды? А теперь посмотрите - у нас на вешалке висят такие же наряды.
Кто поможет Ванечке выбрать одежду для путешествия в сказку? (один-два ребенка становятся консультантами по выбору костюма и помогают Ванечке преобразится).
А в это время Матрешка рассказывает детям о том, как в старину одевались, из чего делали одежду.
Выходит Ванечка в новом наряде, смотрится в зеркало.
Матрешка: ну что, похож наш Ванечка на героя сказки?
(Дети отвечают).
Теперь он у нас не Ванечка, а Иванушка из сказки. Нужно только туда попасть.
Как же это сделать?
(дети предлагают варианты).
Матрешка: давайте, уточним у Алисы (берет в руки планшет и делает запрос).
- как попасть в Тридевятое царство?
Алиса: - нужно сказать волшебные слова. Это - ключ в сказку. Но прежде, чем туда попасть, нужно подумать о безопасности. В сказке всякое может случиться...
Матрешка: дети, что же Иванушке с собой взять для путешествия в Тридевятое царство, Тридесятое государство? Что ему может понадобиться?
(дети подсказывают).
Матрешка дает Иванушке шапку-невидимку, скатерть-самобранку ( или горшочек – по выбору детей) и дудку-самогудку.
Матрешка: Иванушка, а ты знаешь волшебные слова?
Иванушка задумывается... вместе с детьми вспоминает волшебные слова из разных сказок ( крибле-крабле..., и др).
Иванушка произносит заклинание «Абра-швабра-кадабра!», или другое – на выбор... вдруг раздается волшебный звук...
Матрешка: волшебные слова сработали, и наш Иванушка оказался в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве.
(Звучит сказочная музыка - например, «Утро» Грига).
Иванушка гуляет, на экране красивые горные пейзажи ( природа Норвегии).
Матрешка: перед Иванушкой открылись горы и долины сказочной красоты. Легкие пушистые облака, казалось, были совсем рядом. Они будто танцевали свой дивный танец.
Девочки, возьмите газовые шарфики и покажите нам эту красоту.
Танец-импровизация с газовыми шарфиками на музыку Э. Грига Утро.
Матрешка-сказительница: Долго гулял Ванечка, вдруг начало смеркаться.
Неожиданно показались какие-то серые тени. Страшно стало нашему Иванушке. Поспешил он надеть свою шапку-невидимку - и как раз вовремя.
В Тридевятом Царстве, как известно, обитают разные существа.
В северных горах, по преданию, жили Тролли. По наступлению сумерек они вылезали из своих пещер и пускались в пляску.
Наши мальчики могут нам это показать. Им только нужно преобразиться в Троллей. Вот, выбирайте себе наряды...
(Мальчики подходят к вешалке и берут накидки Троллей).
Исполняется танец Троллей на музыку Э.Грига (В пещере горного Короля)*. - См. программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).
В конце танца все Тролли исчезают.
Матрешка: Тролли так и не нашли Иванушку: чуяли носом, что русским духом пахнет, что кто-то чужой к ним пожаловал, но шапка-невидимка надежно спрятала нашего героя.
Но вот наступила полночь, на небе загорелись звезды.
И тут что-то засверкало - да так ярко, будто вспыхнуло множество огней. (музыка, свет). Это настало время Жар-птиц.
Хотите посмотреть их танец?
(дети отвечают)
Наши девочки сейчас преобразятся в этих красавиц. (несколько девочек надевают костюмы Жар-Птиц).
Исполняется Танец Жар-птиц на музыку Э.Грига «Танец Анитры». См. программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).
Пока девочки надевают накидки, дети несколькими подгруппами выкладывают из бус изображения Жар-Птиц ( технология М.И,Родиной «Бусоград»). Матрешка разглядывает, что у них получилось.
Матрешка: Иванушка замер от такой красоты: никогда он такого чуда не видел. Шапка-невидимка сползла с его головы...
И вдруг он проснулся, а в руках у него оказалось перо Жар-Птицы. (Выходит Ваня, он снова одет в обычную одежду, в руке – перо Жар-Птицы).
Матрешка: Что же с ним приключилось? И каким образом у него оказалось это перо? Ванечка на самом интересном месте проснулся, и сказка осталась без конца.
Дети, давайте, придумаем, как эта история может закончиться.
Дети предлагают свои варианты, например:
-Иванушка попросил Жар-Птицу, и она ему подарила свое перо....
- Жар-птицы увидали Иванушку, испугались, полетели, а он побежал за ними, схватил за хвост - и в руке осталось перо...
Матрешка может предложить свой вариант:
- Жар-Птицы увидали Иванушку, окружили его и взяли в плен.
Сказали: Ты - наш пленник, мы тебя не отпустим, пока не расскажешь, откуда ты и зачем пришел.
И тогда Иванушка рассказал им...
Ванечка, расскажи, где ты живешь? Зачем пожаловал в Тридевятое Царство?
Ванечка отвечает....
Матрешка: И тогда старшая Жар-Птица говорит: хорошо, мы подарим тебе наше волшебное перо, только и ты нам подари какой-нибудь сувенир на память.
Ванечка задумался: что же им подарить? Дети, что Ванечка же может подарить?
(Дети предлагают, исходя из того, что было у Ванечки с собой в котомке – горшочек, или скатерть-самобранку…)
Матрешка: Да, верно, волшебный горшочек.
А еще Жар-Птицы попросили Иванушку исполнить на прощание свою музыку.
Взял Иванушка в руки дудку-самогудку, и зазвучала русская плясовая.
Она звучала все быстрее и быстрее, все громче и громче - и уже никто не мог устоять на месте. Все пустились в веселый пляс.
Звучит плюсовая музыка - например, «Калинка» или «Светит месяц» - все дети пляшут.
Матрешка: тут и сказке конец, а кто слушал – Молодец!