Снимаю шляпу, или Необыкновенный случай со Снеговиком
Снимаю шляпу, или Необыкновенный случай со Снеговиком
Сценарий развлечения для детей и взрослых.
А.И. Буренина
От автора: сценарий написан по мотивам радиопередачи из Великого Устюга.
Предварительная работа:
– объяснить детям смысл поговорок: «К шапочному разбору», «Не по Сеньке шапка», «Снимаю шляпу»;
– познакомить с историей и внешним видом головных уборов – кокошник, цилиндр, корона.
Действующие лица: Снеговик, Дед Мороз, Снежная Королева (взрослые); Комары, Мухи, Бабочки, Русские красавицы; Джентльмены (дети 5-8 лет).
Музыкальное вступление: М. Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» – отрывок (фонограмма).
Ведущая: Эта необыкновенная история произошла со Снеговиком, который служил охранником в вотчине Деда Мороза, в Великом Устюге. И произошла она в самый разгар лета, когда солнце ярко светит и жарко печет, поэтому самое удивительное, что Снеговик всё еще стоял на своем посту...
Снеговик: Ох, как жарко! Я этого не вынесу! Солнце печет, из-под моего ржавого ведра вода течет. Так скоро от меня ничего и не останется... Всё, больше не могу! Пойду к Деду Морозу, может, он мне хоть панаму от солнца даст – вместо этого ведра!
Снеговик направляется к Деду Морозу, который сидит в тени на троне.
Снеговик: Дедушка Мороз, мое почтение – снимаю шляпу! (Снимает ведро).
Дед Мороз: Снеговик, почему ты оставил свой пост? Сейчас ведь твое дежурство!
Снеговик: Прости меня, Дед Мороз! Больше мочи нет – стоять под палящими лучами солнца! Нужно мне поменять головной убор, сменить ржавое ведро на шляпу с полями, чтобы от солнца защищала.
Дед Мороз: Хорошо, только у меня нет головных уборов. Иди-ка ты на склад, к Снежной Королеве. Я ее разжаловал за плохое поведение и послал трудиться, она сейчас заведующая складом головных уборов. Скажи ей, что я велел выдать тебе то, что ты выберешь.
Снеговик: Спасибо, Дед Мороз! Побегу на склад! (Убегает).
Снеговик подходит к сидящей на табуретке Снежной Королеве (у центральной стены, рядом – компьютер, большой монитор или интерактивная доска).
Снеговик: Добрый день, Снежная Королева!
Королева: Какой же это добрый день, если он такой жаркий!
Снеговик: Неужели и ты, Снежная Королева, страдаешь от жары? А где же твои слуги – метели, снежные бураны да снежинки-подружки?
Королева: Всё это осталось в прошлом! Жизнь так непредсказуемо меняется – кто бы мог подумать, что я окажусь здесь, среди этого хлама... ой, прости, склада головных уборов!
Снеговик: А ты не отчаивайся – взмахни своим волшебным рукавом: вдруг снежинки прилетят, нас немного охладят?
Королева: Хорошо, сейчас попробую.
Звучит фонограмма музыки М. Минкова из к/фильма «Тайна Снежной Королевы». На вступление выбегают дети (мальчики), у них на веревочках – «Комары» и «Мухи». Импровизация движений: Комары и Мухи летают, Снежная Королева и Снеговик от них отмахиваются. На вторую часть музыки прилетают Бабочки (девочки). Танец Бабочек – импровизация. С окончанием музыки все улетают.
Снеговик: Да, что-то подвели тебя слуги: вместо метели – комары да мухи, вместо снежинок – бабочки...
Королева: Вот что значит быть не королевой, а заведующей складом! Придется исправляться – слушаться Деда Мороза! Говори, зачем пришел.
Снеговик: Да я пришел сменить головной убор – ведро на солнце нагревается, голова начинает таять, скоро от меня вообще ничего не останется. Помоги, выдай что-нибудь более подходящее для лета – панаму или хотя бы кепку!
Королева: Ну, ты даешь, Снеговик! Пришел прямо к шапочному разбору! Ну, сам посмотри – ничего на полках не осталось!
Снеговик: А ты проверь в своем компьютере – может, что-то и завалялось?
Королева (смотрит в монитор, читает): Артикул номер один. Кокошник русский (На экране проектора – русский кокошник). Традиционный национальный убор народов России. Возьми, примерь. Вот зеркало.
Снеговик пытается примерить кокошник, смотрит в зеркало...
Снеговик: Нет, мне что-то не подходит.
Королева: А нашим девочкам очень даже подходит! Вот, полюбуйся!
Выходят девочки, исполняют русский танец в кокошниках под фонограмму, например, «Красный сарафан» в исполнении оркестра П. Мориа или по выбору.
Снеговик: Девочкам кокошники очень идут, и танцуют они красиво! Только я ведь – мальчик, мне нужно что-то другое! Посмотри, что еще есть?
Королева: Артикул номер два – цилиндр. (На экране проектора –цилиндр, портрет А.С. Пушкина в цилиндре.). Примерь-ка ты цилиндр, его носили мужчины достойные, воспитанные. Может, подойдет!
Снеговик перед зеркалом пытается примерить цилиндр, поворачивается к детям, спрашивает – как лучше его надеть… Цилиндр падает с головы.
Королева: Нет, тебе этот цилиндр не идет. Не по Сеньке шапка... А вот нашим мальчикам – подходит. Посмотри, как они исполняют танец джентльменов!
Мальчики исполняют «Танец джентльменов», музыка по выбору; например, фонограмма регтайма Скотта Джоплина «Увеселитель».
Снеговик: Хорошо мальчики танцуют, настоящие джентльмены – воспитанные, стильные. А ты мне хоть что-нибудь подбери, а то мне пора возвращаться на пост.
Королева: вот еще один вариант – как раз для настоящих мужчин. (щелкает по клавиатуре ноутбука) – Смотри – это кивер! (на экране – кивер, портрет Давыдова в гусарском наряде). Кивера носили гусары (раньше были такие военные), у них была очень красивая форма, а головной убор делал их еще более высокими и стройными.Примерь, может он тебе подойдёт.
Снеговик пытается надеть кивер, но тот не лезет на его круглую голову.
Снеговик: ох, ничего мне не подходит…
Королева: не переживай, лучше посмотри, как наши мальчики красиво маршируют в гусарской одежде.
(Мальчики в гусарской форме с барабанами или палочками шагают, музыка И. Штрауса. «Марш Радецкого»).
Снеговик (хлопает в ладоши): какая красивая форма! Как здорово маршируют мальчики! А -мне-то что надеть на голову?
Королева: У меня для тебя нет ничего – говорю же, что пришел «к шапочному разбору»!
Снеговик: Погоди, а что это там, в углу лежит и блестит? Покажи-ка мне, может, это как раз то, что мне нужно?
Королева: Да нет, это как раз то, что тебе совсем не подойдет – и в холод не греет, и в жару не спасает! И вообще – это опасный головной убор, кто его носит, тот может и головы лишиться!
Снеговик: Дай всё-таки мне примерить – может, я всю жизнь мечтал о таком головном уборе!
Королева: Ну, если ты настаиваешь – примерь! (Читает на мониторе): Артикул номер три, царская корона.
На экране проектора демонстрируется корона. Снежная Королева дает корону Снеговику, тот ее примеряет, смотрится в зеркало, улыбается, приосанивается.
Снеговик (обращается к зрителям): Вот это как раз то, о чем я всегда мечтал! Теперь я сам буду сидеть на троне в тенечке и распоряжаться, кого разжаловать, а кому – пожаловать!
Дед Мороз (подходит к Снеговику): Что-что? Я не ослышался? Повтори-ка, Снеговик, что ты сейчас сказал!
Снеговик (быстро снимает корону): Я? Ничего не сказал, просто пошутил!
Дед Мороз: А как же насчет короны?
Снеговик: Это у меня из-за жары – солнечный удар! Мысли попутались...
Дед Мороз: Да, это верно. Прости меня, пожалуйста! И у меня от жары что-то голова медленно соображает. Мне заранее нужно было позаботиться о тебе – вовремя выдать правильный головной убор. Ничего, что на складе ничего не осталось, дети нам сейчас помогут сделать подходящие шляпы из газеты.
Дед Мороз и Снежная Королева раздают детям газеты. Снежная Королева проводит «мастер-класс» по изготовлению шляп из газет; дарит Снеговику шляпу из газеты, дети тоже надевают то, что сделали.
Общий коммуникативный танец в бумажных шляпах – «Приглашение»; музыка по выбору, например, русская нар. мелодия «Светит месяц».